В 2024 году российские медиахолдинги активизировали борьбу с пиратством: количество ссылок, которые они требовали заблокировать в поисковых системах, удвоилось по сравнению с прошлым годом и достигло 180 млн. Также наблюдается рост компенсаций за нарушение интеллектуальных прав.
Согласно данным «Яндекса», число ссылок с нелегальным контентом, внесенных в реестр в рамках антипиратского меморандума, в 2023 году составило более 89 млн, а в 2022 году – 76,5 млн. Для сравнения, с момента запуска меморандума в 2018 году до марта 2021 года в реестр было добавлено всего 15 млн ссылок.
Антипиратский меморандум, подписанный 1 ноября 2018 года между крупнейшими российскими поисковыми системами («Яндекс», Mail.ru, Rambler) и правообладателями, требует от интернет-платформ удалять ссылки на пиратские ресурсы без судебного разбирательства.
В 2024 году «Газпром-медиа холдинг» (ГПМХ), объединяющий такие телеканалы, как НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница!», инициировал блокировку около 17,4 тыс. сайтов. Из выдачи «Яндекса» было удалено более 6,2 млн ссылок, а из Google – около 5 млн, что на 17% превышает показатели 2023 года. Среди самых популярных у пиратов проектов – «Жвачка», «Плевако», «Фарма», «Жуки», «Прелесть», «Красный 5», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Бременские музыканты», «Сто лет тому вперед». В «Национальной медиа группе» (НМГ) запросы на удаление пиратского контента выросли на 60%. В число наиболее распространенных нелегальных копий попали «Трудные подростки», «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Библиотекарь», «Плакса».
В 2024 году также увеличилось количество судебных разбирательств по делам о пиратстве. ГПМХ инициировал 904 судебных процесса, из которых в 775 случаях суд принял решение в пользу медиахолдинга. Общая сумма взысканий превысила 15,9 млн рублей, что на 30% больше, чем в 2023 году. Представитель ГПМХ отметил, что крупные суммы компенсаций способствуют защите интеллектуальной собственности, а также стимулируют нелегальные платформы к переговорам. В 2024 году удалось достичь договоренностей с рядом администраторов пиратских сайтов, которые согласились удалить контент холдинга.
По данным Медиа-коммуникационного союза (МКС), рост количества пиратских ссылок объясняется повышенной активностью правообладателей в защите своего контента. Однако три источника на медиарынке отмечают, что число охраняемых единиц контента не увеличилось существенно. Например, российские онлайн-кинотеатры в 2024 году сократили количество новых проектов на 25%, с 201 до 151. Это приводит к двум возможным объяснениям роста заблокированных ссылок: либо правообладатели увеличили количество жалоб на одну и ту же единицу контента, либо иностранные студии (Sony, Universal, Warner, Disney) полностью прекратили правовую защиту своего контента в России.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи